ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
• Обращайтесь с детьми уважительно.
Никогда не унижайте их! Вы не должны
говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство
только потому, что Они гораздо старше. Вы должны заработать их уважение. Просто
прислушивайтесь к ним. Развивайте в себе выдержку и не пытайтесь воздействовать
на них авторитарными методами. Дайте детям возможность говорить о своих
желаниях. А затем объясните им, почему вы не можете удовлетворить тот или иной
их запрос. Главное, что от вас требуется, - это слушать своих детей. Дети
достаточно открыты и сами расскажут о себе. Если вы не честны с детьми, они
поведут себя так же по отношению к вам и уважать вас не будут. Это серьезная
проблема в отношениях с детьми, ибо они непреклонны в своей целостности и
отвечают вам ударом на удар до тех пор, пока вы либо не «проснетесь» и не
осознаете проблему, либо не откажетесь от своих уловок, либо не сдадитесь.
Самый худший из трех указанных вариантов — сдаться. Дети не уважают тех, кто не
работает над собой, а сдаться - означает, что вы не выполняете свою работу.
Общение с ребенком - это одновременно тяжелый труд и привилегия. Даже не
пытайтесь с ними лукавить - они заметят любую хитрость. Понаблюдайте за
общением детей - у них многому можно поучиться!
• Всегда предоставляйте детям свободу выбора,
чего бы это ни касалось!
Давайте детям подробные объяснения, а также
предоставляйте им право высказывать своё мнение при принятии решений по разным
вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора. Но
вначале вы должны «проигрывать» с ними ситуацию. Например: «Когда я был в таком
возрасте, как ты сейчас, я сделал то-то, произошло то-то. А как ты собираешься
действовать в таком случае?» И то, что они будут делать, приблизительно
совпадает с тем, что предложили бы вы. Вы можете сесть рядом и сказать:
«Знаешь, у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь, потому
что я измотана до предела. Так что если ты толкнешь меня, я закричу. Ты ведь не
любишь, когда я повышаю голос, да я и сама терпеть не могу кричать. Так вот предлагаю
тебе: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, пойдем и съедим по мороженому».
Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!
• Помогайте детям принимать
самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.
Вместо запрета лучше скажите своему
ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из
этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты полагаешь, что случится, если
ты поступишь так?» Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет,
спросите: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?» И он поведает вам о
своих действиях. Вы должны вести себя именно так, в противном случае он
устранится от общения. Определяя для детей границы дозволенного поведения,
сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию. Давайте выход их
чрезмерной физической энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации.
Позвольте ребенку самому устанавливать границы действия, а не наоборот. Даже
попросите ребенка об этом. Вы будете приятно удивлены, когда узнаете, на что
способен ваш ребенок.
•
Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.
И при этом сами слушайте свои объяснения.
Не звучат ли они глупо - вроде «потому, что я так сказал»? Если да, то
вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это. Но
если вы приказываете в диктаторском, авторитарном духе без всяких оснований, то
дети отстраняются от вас. Они не будут слушать и, более того, выдадут целый
список причин, почему это не хорошо! Иногда ваши объяснения могут быть самыми
простыми - вроде «потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня очень
устал». Сначала они подумают о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять.
Вам лучше сказать: «Я должен подумать об этом», чем ответить «нет» без
промедления. Обычно у детей имеются достаточно веские причины желать чего-либо,
и эти причины могут побудить вас пересмотреть свой ответ. Гораздо лучше
послушать все их доводы и затем тщательно обдумать, прежде чем ответить. Если
вы говорите «пет», а потом уступаете, дети очень быстро это усваивают и впредь
будут докучать вам до тех пор, пока не добьются своего. Это не означает, что вы
должны давать им абсолютно все, чего бы они ни захотели, но это значит четко
определить для себя, что вы подразумеваете, когда говорите «да» или «нет» в
ответ на их просьбу.
•
Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.
Больше разговаривайте с детьми. Старайтесь
принимать участие в событиях вместе с ними, не пытаясь отговориться: «Я занят».
Если вы скажете: «Я занят и не приставай сейчас ко мне», - ребенок поймет, что
вам просто нечего ему сказать. Если вы думаете о чем-то другом, то скажите:
«Мне надо отключиться на некоторое время». Ребенок ответит вам: «Ладно, я поем
мороженого, пока тебя не будет». Дети не беспокоятся о том, как долго их
родители отсутствуют. Главное - честно предупредить об этом. И это все, что
нужно. Большую часть времени дети открыты для сотрудничества с окружающими -
правда до тех пор, пока вы не оттолкнете их, - тогда они уходят на «свою территорию»,
туда, где безопасно и мир полон понимания и любви. Себе они верят всегда. Вы не
сможете симулировать уважение в отношениях с ребенком. Это идет изнутри. Вы
должны быть искрении и являться примером для детей. Дети заимствуют скорее
модели поведения взрослых, чем их слова. Если дети почувствуют в своих
родителях неискренность, они отвернутся. Дарите им свое время, свое внимание,
дарите им себя - это и есть любовь. Дети помнят важные моменты, когда вы были
вместе, но они не запоминают, как часто они случались. Поэтому отдавайтесь им
всецело всякий раз, когда сможете.
· Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания.
Избегайте порицания и криков по отношению к
детям. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут
более восприимчивы к вашим словам - и удивят вас. Не заставляйте их достигать
чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением. Слова и поступки
взрослых, обращенные к детям, должны быть ласковыми и основанными на чувстве
любви. Взрослые нередко чувствуют, действуют и разговаривают с детьми так, как
будто не рады им. В этом случае дети воспринимают подобные обращения буквально
так: «Я плохой, и меня здесь не ждали». И наоборот, поток радостных,
приветливых слов интерпретируется ребенком следующим образом: «Я хороший,
вокруг меня прекрасный мир, наполненный любовью». Такой взгляд поддерживает в
ребенке веру в себя, подстегивает интерес к учебе и стимулирует развитие
творческих способностей. Литература «Работа с родителями.
Практические
рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет» Е.В.Шитова
Консультация для родителей детей 5-6
лет «Почему ребенку нужна игра?»
Ребенок пятилетнего возраста также
нуждается в совместной игре со взрослыми. Дети старшего дошкольного возраста
могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок,
мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение
нескольких сюжетов в один.
Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют,
ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей,
не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры,
непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 5-6 лет используйте косвенные
методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных
персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль.
Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов,
как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать
доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания
предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для
воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о
женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним,
связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например,
можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является
представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее
положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама
в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой.
Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей,
милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей
этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ
положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы
дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания,
связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей
положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре
папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее
прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Итак, игра доставляет ребенку много
положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его
этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Консультация для
родителей
«Как разнообразить
летний отдых детей»
Лето в полном разгаре, и родителям пора подумать о проведении своего
отпуска и отдыха детей, ведь наши дети, точно так же, как и мы с вами,
нуждаются в новых впечатлениях, эмоциях, смене обстановки. Вспомните себя в
детстве. Чего вы больше всего ждали? - Отпуска родителей. Что же приходит
первое на ум?
Берег моря и куча детей, которые возятся в
песке, строят различные башни и замки, украшают их «драгоценными» камнями,
веточками, ракушками… Все это нужно и нашим детям, ведь строя что-то из песка ребенок
не только получит удовольствие, но и закрепляет свойства песка, развивает
творчество (у друга забор из прижатого ладошками песка, а у меня… из палочек),
ребенок учится общаться со сверстниками, так как они просто будут
заинтересованы его игрой, будут советоваться, пытаться помочь. Можно пригласить
теперь уже новых друзей поиграть в мяч, покупаться, поплескаться или заняться
прочими приятностями.
Для
детей врачи рекомендуют использовать природные богатства: солнце, воздух и
воду, ведь при разумном их сочетании можно укрепить здоровье ребенка. А для
того, чтобы обогатить себя и своих чад впечатлениями не обязательно ехать
куда-то далеко, ведь родная климатическая зона - это лучший вариант короткого
отпуска, так как пребывание в ней не требует акклиматизации. Нужно лишь
оглядеться вокруг и решить вместе с детьми, чем можно заняться завтра, при этом
вы еще научите своего ребенка планировать, рассуждать и приводить свои доводы.
Если
есть рядом лес, то можно организовать прогулку по лесу: пешую или на
велосипедах - это тоже добавит разнообразие в повседневность, понаблюдать за
красотами родной природы, многообразием насекомых, вспомнить названия растений,
собрать гербарий, послушать звуки леса, поиграть в любимые с детства игры
«Вышибалы», «Бадминтон», «Прятки». Вы можете передать ребенку весь тот богатый
опыт и знания, который накопился у вас за ваши годы жизни, рассказать ему много
интересного из личного опыта, а если вы чего-то не знаете сами, то по приходу
домой можете, например, отыскать сфотографированного жука в энциклопедии или
компьютере, прочитать о его особенностях, месте обитания и тому подобное. Таким
образом вы пополните знания ребенка об окружающем мире, научите его сравнивать
объекты, добывать информацию.
Также вы можете провести свой отпуск на
любимой даче, ведь такой отдых подходит для детей любого возраста и имеет свои
плюсы, нужно лишь предоставить детям возможность проявлять самостоятельность,
свободу действий. Не секрет, что дети любят возиться с водой, ну и пусть наливают
ее в разные емкости, пускают туда палочки, листики, представляя, что это
кораблик, поливают грядки, экспериментируют, смешивая воду с глиной, песком,
землей. А сколько здесь возможностей окунуться в мир живой природы: понаблюдать
как растут овощи и фрукты, порхают с цветка на цветок бабочки и пчелы, прячутся
в траве кузнечики…
Не
забывайте про сочетание приятного с полезным. Используйте любую возможность
привлекать детей к посильному труду: принести что-то, полить, собрать ягоды и
тому подобное, ведь трудолюбие само собой не возникает.
Так же вы можете при сборе урожая закреплять
счет, форму, цвет, размер, придумывать с детьми различные задачи, загадки,
закреплять пространственные понятия. Интересным для ребенка будет понаблюдать
за плывущими облаками, сравнивая их с какими-либо предметами – это развивает
творчество, фантазию, учит ребенка видеть необычное в обычном.
Дети
также охотно принимают приглашение отправиться в поход или на пикник, но нельзя
забывать о том, что для совсем маленьких детей такой отдых может оказаться не
по силам, ведь они быстро устают, и вам придется тащить вместе с рюкзаками и
маленьких путешественников. Но если вы все-таки решились на такого рода отдых,
то тщательно выбирайте маршрут, продумайте остановки для отдыха и приема пищи,
и дети будут просто в восторге. Свежий воздух, костер, звездное небо - все это
оставит в памяти ребенка незабываемый след, позволит ему прикоснуться к миру
природы, сделать массу открытий, а этот опыт особенно необходим для
полноценного развития малыша.
Вы также можете выбрать отдых в пансионате,
санатории или на туристической базе и в этом отдыхе найдутся свои плюсы, так
как их территория ограничена, имеются детские площадки, быт налажен, и вы
сможете больше времени уделить своей семье.
При проведении летнего отдыха не забывайте о
следующих правилах:
1) Соблюдайте правильный режим питания, принимайте
пищу минимум трижды в день,
2) Следите,
чтобы ребенок по долгу не находился под палящими лучами солнца, особенно без
головного убора,
3) Не
забывайте чаще давать ребенку пить обычную воду,
4) Во
избежание кишечных инфекций мойте руки, фрукты и овощи перед едой,
5) Не
оставляйте детей без присмотра ни на минуту,
6) Выключайте
все доступные электроприборы, храните инструменты и химикаты в недоступных местах,
7) Отправляясь
в дорогу, соберите аптечку для оказания первой медицинской помощи.
Если
Вы будете соблюдать все вышеперечисленные правила, то надеемся, что ваш отпуск
вместе с детьми будет содержательным и наполненным лишь положительными эмоциями.
Удачно вам провести лето!
Комментарии
Отправить комментарий