Возрастные
особенности детей
первой младшей группы
(от 2 до 3 лет)
На
третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться
предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого;
совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения,
игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы
наглядно-образного мышления.
Развитие
предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с
различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
В
ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться
понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное
значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся
выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего
окружения.
Количество
понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в
результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только
инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности:
игра, рисование и конструирование.
Игра
носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с
игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни
широко используются действия с предметами заместителями.
Появление
собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже
способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
На
третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что
позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3
предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.
Совершенствуется
слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети
воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной
формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в
том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем
реального действия с предметами.
К
концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного
мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой
цель, намечает план действия и т.п.
Для
детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным
состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и
произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы
самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст завершается кризисом
трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется, образ Я.
Дети 2-3 лет – личности уже более зрелые и понятные.
Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во
внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений с взрослыми. Этот возрастной
период еще относится к раннему детству, но считать ребенка беспомощным малышом
уже не стоит. Он очень многое может, круг его интересов расширяется, поэтому от
вас требуется еще больше терпения и внимания, чтобы помочь ему во всем
разобраться.
Двигательные навыки
Хорошо управляет
своим телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах. Ребенок с удовольствием
учится новым упражнениям и движениям – прыгает с высоты, кувыркается, лазает на
лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде. Он
превращается в маленького скалолаза, потому что научился ловко забираться на
все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до
совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как
чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают
бесстрашно покорять новые вершины.
Развитие речи
В возрасте 2-3 лет
обычно наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать все,
о чем говорится вокруг (взрослыми и телевизором), причем запоминает и
анализирует информацию, поражает нас порой своими умозаключениями. Очень важно
предоставить ребенку возможность для пополнения активного и пассивного
словарного запаса, и общаясь и занимаясь с ним способствовать развитию его
речи. Дети в этом возрасте уже должны разговаривать, а не просто говорить
(повторять). Возможно пока в небольшом объеме, но в их речи должны
присутствовать предложения, и они могут вести беседу, на простые темы – как
зовут его и членов семьи, что он делает, куда ходил. Однако некоторые молчуны
могут ограничиваться простыми словами и фразами, если ребенок при этом вашу
речь, то пока не стоит беспокоиться. К трем годам ребенок в состоянии понимать
все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам с ним,
тем лучше он развивается. Общайтесь на интересующие его темы, оценивая при этом
его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное излишне
сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие, испугать
его).
Эмоциональное развитие
Ребенок уже пытается контролировать свои
эмоции и учится выражать их. Родителям следует помнить, что ему, как и любому
взрослому человеку присущи не только положительные, но и отрицательные эмоции,
и выражение последних, не должно вызывать недовольство. Ваша цель – научить
своего ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом. Это
очень непростая, но важная задача, часто требующая много времени и терпения.
Вам придется каждый раз говорить ему о том, как себя нужно себя вести,
старайтесь не используйте любимый нами оборот «так делать нельзя», а вместо
этого объясните, как следует поступать. (Например, если ребенок бьет другого
малыша за то, что у него забрали игрушку, не следует говорить, что драться это
плохо, а нужно объяснить, что игрушку нужно попросить, научить его менять свою
игрушку на ту, которую он хотел бы взять у другого).
Для периода 2-3 лет очень характерно
спонтанное выражение эмоций – гнева или наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда
он говорит, что любит вас, всегда найдите время, чтобы обнять его в этот момент
и сказать ему, что вы его тоже очень любите. Когда же он выказывает
недовольство, то прислушайтесь, если ли у него какие-то обоснования, может быть,
он не просто капризничает, а действительно чем-то обеспокоен, переживает, что
вы его не понимаете или не любите. Это вовсе не будет означать, что вы
потакаете ребенку, он просто имеет такое же право, как и все выражать свои
отрицательные эмоции, но в ограниченных вами рамках.
Особенности поведения
Активно занимается
изучением качества предметов и действий, которых с ними можно осуществлять. Он
меньше времени уделяет рассматриванию предметов, и в основном его энергия
направлена на познание их сути (в доме появляются первые разобранные игрушки). Возраст
2-3 лет – это период развития воображения, ребенок начинает фантазировать.
Поощряйте его в этот, присоединяйтесь к его игре. Считается, чем ярче
разнообразнее фантазии у детей в этом возрасте, тем выше их уровень развития. Просмотр
телевизионных передач и мультфильмов становится более осознанным, он уже не
просто созерцает, а наблюдает и анализирует, а также может повторять наиболее
понравившиеся моменты в своей жизни (поэтому в этот период имеет особое
значение просмотр «правильных» мультфильмов).
Социальное развитие ребенка
Ребенку в возрасте 2-3 лет по-прежнему
нравится общение с взрослыми, но он проявляет все больший интерес к своим
сверстникам. Ваша задача научить его правильному поведению в разных социальных
группах. Конечно, многое зависит от темперамента ребенка, но, тем не менее,
наблюдая за его игрой с разными детками, отметьте, для себя умеет ли он играть
в коллективе, сотрудничает ли он с ними, прислушивается ли к «вожаку» или же
сам является лидером. Ваши наблюдения помогут понять, насколько адаптирован ваш
ребенок к общению с детьми, нужно ли его чему-то научить, или что-то объяснить.
Только проявляйте мудрость, не критикуйте ребенка, а разыгрывайте дома с
игрушками ситуации, которые бы вы хотели прояснить для него, показывая
поведение, которое было бы более подходящим. Ребенок очень мудрый он поймет и попытается
использовать новые знания, а вы опять же наблюдайте, что из этого получается.
Психологические особенности
Ребенок по-прежнему
пытается выяснить, «кто в доме хозяин» и проводит различные эксперименты по
уровню дозволенности тех или иных поступков и явлений. Так как в большинстве
случаев рядом находится мама, то он активно сопротивляется ей, изучая границы
дозволенного. Вы должны стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему
расставить эти границы, не поддаваясь на провокационные истерики.
Дети 2-3 лет еще
рассматривают окружающий мир с эгоцентричной точки зрения, они считают, что
этот мир и все что в нем происходит, связано только с ними. Именно поэтому,
очень трудно объяснить ребенку, что кто-то его не увидел, поэтому стукнул, а
конфета не ему, а другому мальчику. Сталкиваясь с такими ситуациями, ребенок
пытается максимально привлечь внимание на себя – громко и бурно плачет, кричит,
возмущается. Очень важно в этот период научить ребенка выражать свои эмоции и
требования в социально разумных рамках. Терпеливо объясняйте ему, что можно, а
что нельзя, что хорошо, а что плохо, но только не в минуты скандала, а когда он
спокоен и слышит вас (используйте сказки – воспиталки, стихи про воспитанных
детей, книг сейчас много, но часто нужна сказка для конкретно вашего случая,
тогда фантазируйте сами).
Ребенок этого
возраста очень часто использует взрослого как опору, чтобы справится с
какими-то сложными задачами, но он уже мудр, поэтому может просто
манипулировать вами, что бы привлечь внимание или просто-то не делать самому.
Ваше задача четко разграничить требования о помощи и в те моменты, когда вы
знаете, что он может справиться сам, просто приободрите его, но не выполняйте
за него задачу. Это очень важно для развития его самостоятельности и
уверенности в себе.
Развитие умственных способностей
Интеллект ребенка при
правильном уходе за ним достигает нового уровня, он начинает проделывать
различные умственные операции, теперь он не сразу действует, а сначала
обдумывает возможные варианты (если раньше, видя интересную игрушку в
недоступном месте, мгновенно пытался ее достать различными способами, то теперь
подумает и принесет стул, чтобы ему было удобно). Ребенок становится
мыслителем, ведь теперь он знает больше о мире предметов, знает, что они
существуют даже, если он их не видит, он может заранее предугадать последствия
от действия с предметом (мяч отпрыгнет назад от удара о стену), отсюда и
появляется склонность к продумыванию ситуаций.
В возрасте 2-3 лет
следует активно развивать внимательность и наблюдательность ребенка.
Рассматривая с ним картинки в книжках, описывайте детали. (Например, не просто
«Ой какая машина», а «Ой какие у нее колеса, руль, фары, а интересно с другой
стороны тоже есть дверь»). Еще один вариант игры – это найти отличие – чем одна
картинка отличается от другой.
Ребенок активно
начинает что-то конструировать и строить, поэтому среди игрушек обязательно должны
быть конструкторы и кубики.
Развитие творческих способностей
Ребенок 2-3 лет очень может очень активно
заниматься творческой деятельностью, причем уже на новом уровне. Появляются
первые тематические рисунки и фигурки из пластилина. Постарайтесь поощрить эти
занятия, чтобы вызвать в нем еще больший интерес – устраивайте персональные
выставки, дарите рисунки родственникам.
Комментарии
Отправить комментарий