Значение игры в нравственном
воспитании дошкольников
Каким мы
хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые
мы заложим в сознание детей.
Дошкольное
детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения.
Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается
с множеством проблем и трудностей. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее
близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Именно участие в
играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему
принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их
представления о нравственных качествах и нормах поведения.
В игре
ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому
приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы,
договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать
свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные
результаты и результаты товарищей.
Нравственное
воспитание – это целенаправленное взаимодействие взрослого с ребенком, в ходе
которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение и
формирования нравственных качеств. Основные задачи нравственного воспитания
детей дошкольного возраста заключаются в следующем:
воспитание культуры поведения, начал
гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных
правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое
отношение к близким людям и т. п.);
воспитание коллективизма, формирование
коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения
и симпатии к людям разных национальностей;
воспитание трудолюбия, проявляющегося в
устойчивом желании и умении трудиться.
Игра в жизни
ребёнка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к
действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся
ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру называют одной из форм
организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием,
организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно
играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Под
влиянием увлекательной игры ребёнок преображается: молчаливый становится
разговорчивым, замкнутый – общительным, дерзкий - вежливым, непоседа –
усидчивым.
Игра –
важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков
и культуры поведения.
Подвижные игры используются не только для
решения задач физического воспитания, но и для нравственного развития.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности,
внимания, воображения, развитию положительных качеств. Активные действия в игре
помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.
Такие игры
дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно
договариваться, считаться с мнением других.
Сюжетно-ролевые игры.
Трудно
переоценить сюжетно-ролевую игру. Такая игра даёт ребёнку возможность наиболее
свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми,
выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного
воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя
жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные
нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы,
бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в
коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу домохозяйки,
и быть заботливой бабушкой.
Сюжетно-ролевые
игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. помогают завязать
новые дружеские отношения на основе общности интересов, закрепить вежливые
формы обращения, воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.
Таким образом, важными условиями
всестороннего воспитания личности ребенка является обогащение игр нравственным
содержанием. Задача взрослого состоит в том, чтобы сосредоточить внимание
играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,
способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе,
справедливости, взаимной ответственности.
Материал подготовили
Воспитатели 1 группы
Бугаева А.В.
Шпак Е.И.
Комментарии
Отправить комментарий