Консультация для родителей: значение игры в нравственном воспитании детей.

 

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников

 

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие взрослого с ребенком, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение и формирования нравственных качеств. Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

        воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);

        воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

        воспитание трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

Игра в жизни ребёнка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру называют одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребёнок преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – общительным, дерзкий - вежливым, непоседа – усидчивым.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.

      Подвижные игры используются не только для решения задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных качеств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

Такие игры дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, считаться с мнением других.

   Сюжетно-ролевые игры.

Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Такая игра даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу домохозяйки, и быть заботливой бабушкой.

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. помогают завязать новые дружеские отношения на основе общности интересов, закрепить вежливые формы обращения, воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

 

     Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является обогащение игр нравственным содержанием. Задача взрослого состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

 

 

Материал подготовили

Воспитатели 1 группы

Бугаева А.В.

Шпак Е.И.

Комментарии